Компьютерные игры - это хорошо и полезно, утверждают исследователи в области социальных взаимотнощений изучавшие эффект популярного шутера Counter-Strike.Люди, не играющие в стрелялки типа Counter-Strike или Quake воспринимают их абсолютно однобоко: заходишь, стреляешь во все, что движется из внушающего ужас арсенала, выходишь.
Но серьезные исследования, доказывают, что подобные игры гораздо глубже и сложнее, чем считает большинство.
Ниже вкратце описана серьезная культура и развитое сообщество, окружающие игры, а также, некоторые факторы ошеломляющей популярности.
Групповая стрельба
С момента выпуска Counter-Strike в марте 1999 он достиг огромной популярности. Простейший сюжет - террористы против контр-террористов - сделал его самой популярной онлайновой игрой всех времен.
Но за элементарной предпосылкой скрывается сложная культура, которую не замечает большинство социальных исследований.
Профессор Talmadge Wright и его коллеги из университета Loyola в Чикаго проводили часы, изучая культуру Counter-Strike напрямую в игре и просматривая текстовые логи сражений.
Профессор Wright заявляет, что Counter-Strike это больше чем жестокая пальба и непрерывные убийства. Стратегия и тактика, используемая игроками и кланами в сражениях, делают CS чем то сродни шахматам.
Социальная значимость Counter-Strike открывается в непрерывных подколках, шутках и выпадах, которыми бойцы обмениваются в игре, утверждает профессор Wright.
Для постороннего этот язык непонятен, что приводит к неправильной интерпретации проиходящего.
Игроки же привносят часть своей оффлайновой культуры из реальной жизни в игру. Это наиболее заметно, когда играют самые молодые игроки - мат и секс составляют немалую часть их высказываний. Но было бы не верно считать игроков человеконенавистниками. По словам профессора "самая распространенная эмоция в игре - это смех". Основная причина ругани в игре - это то что игроки прекрасно знают друг друга и могут себе это позволить в дружеской среде.
Коллективная игра.
Игры типа Counter-Strike , опираясь на совместные действия и доверие, развивают сильные дружеские и социальные отношения. В результате, бойцы предпочитают играть с теми, кого они хорошо знают и количество ругательств резко снижается при появлении незнакомцев. К тому же, кроме хорошей тактики, игроки любят совершать трюки, элегантные по своей сути, четко отработаны или используют особенности карты.
Имена, избираемые для онлайновых альтер-его отражают, насколько по-игровому постоянные посетители относятся к Counter-Strike .
Лицензия, позволяющая создавать собственные модификации - еще один привлекающий фактор.
"Игра дает людям возможность почуствовать себя в роли, которую они не могут взять на себя в реальной жизни и поиграть с собственными чуствами." говорит профессор Wright.
"Это область, в которой можно вырваться из повседневности и которую моно покинуть в любой момент. Вам предлагается поиграть с тем, чего вы можете бояться в реальной жизни, но бех каких либо последствий."
По этим причинам профессор Wright уверен что игры безусловно полезны для играющих.